Применение игровых методов обучения в профессиональном образовании Условно игры в образовании можно разделить на деловые, симуляторы (или имитационные тренажеры), имитационные и ролевые. Деловая игра - как правило, реализуется на базе компьютерного тренажера. В ней отрабатывается правильное решение (или набор правильных решений) в достаточно сложной ситуации, моделируемой компьютером. Так, например, в игре “Executive Information System Simulation: The Change, IT Innovation and People Management Challenge”, применяемой в бизнес-школе INSEAD , обучающийся должен правильно применить разные инструменты воздействия (лекции, презентации, индивидуальные консультации, экономическое обоснование, проч.) к виртуальным персонажам, занимающим разные должностные позиции в моделируемой фирме и имеющим каждый свои характеристики. Инструменты, применяемые к разным персонажам, дают разные результаты. Некоторые из них переводят виртуальных сотрудников фирмы в состояние «сторонник изменения», некоторые – недостаточны для одних персонажей, но достаточны для других. Возможность применять каждый конкретный инструмент также ограничена. Если обучающийся находит правильную комбинацию, свой инструмент для каждого из персонажей, то считается, что изменения могут быть приняты персоналом и, тем самым, реализованы. Понятно, что собственно игры, как таковой, здесь нет. Это тренинг на решение задач, достаточно сложных и вариативных. При этом есть правила нахождения решения (описанные в учебниках по менеджменту) и есть правильные ответы. В тех случаях, когда модель, в рамках которой ищется решение, реализована не с помощью компьютерной программы, а другими обучающимися, в процессе поиска решений появляется некая «игривость» - участники могут себе позволить обсуждение других, не принципиальных, аспектов ситуации, привлекать дополнительные аргументы. Однако главное остается неизменным – есть правильные методы поиска решений, и есть правильные ответы. Именно выработка навыка правильных решений типовых ситуаций является задачей обучения с использованием деловых игр. Основные ее характеристики: Более сложный вариант игры - симулятор. В реализуемой в симуляторе модели допускаются разные варианты решений. В такой игре уже есть инструменты для игроков и «игрушки» - те предметы, с которыми игроки могут осуществлять действия. Также в ней появляется позиция «ведущего игру». Игра, как правило, создается на базе компьютерного симулятора, однако модель может быть и разыграна самими обучающимися. В этой игре перед обучающимися ставятся более сложные задачи и результат оценивается по многим параметрам. Пример симулятора: BankExec International (тренажер по управлению активами и пассивами коммерческого банка), разработанный Ассоциацией Американских банков и локализованный в России в Институте технологий образования в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ). Несколько групп обучающихся управляют виртуальными банками, используя для этого решения по нескольким десяткам параметров. Компьютер симулирует экономическую ситуацию и рассчитывает состояние банков по результатам принятых решений. Экономическая ситуация в «регионе» также меняется в зависимости от решений банкиров. К основным характеристикам игр-симуляторов можно отнести следующее: В целом такие типы игр, как деловые (тренинги) и симуляторы, проводятся для отработки определенных навыков, позволяющих действовать в различных социальных и деятельностных ситуациях. Игры могут проводиться как с моделями, имитируемыми компьютером, так и с моделями, имитируемыми людьми (как правило, самими обучающимися). Однако игры, проводимые без компьютерных симуляций, отличаются не только меньшей подробностью модели. Очевидно, что люди не могут так же точно и последовательно придерживаться заданных характеристик модели. В исполнении живых участников модель становится гораздо более вариативной, игровой. Участники игры отступают от заданных ролей, могут поступать нерационально, заключать коалиции исходя из личных симпатий или по социальным основаниям, а не по экономическим интересам тех юридических лиц, за которых они играют. На этом основаны ролевые игры. Разработка ролевых игр требует подробного описания ролей – ресурсов, находящихся в их распоряжении, их взаимоотношений, формальных целей и инструментария. Однако в этих рамках игроки полностью свободны – они могут вступать в любые альянсы или конфликты с другими ролями и менять цели. При этом ведущий игры должен внимательно следить за соблюдением границ игры – того, что можно делать в данной модели, а что выходит за ее пределы. Также не должно в игре появляться новых объектов и ролей, не предусмотренных моделью. Основные характеристики ролевых игр: Образовательный результат (освоение определенных типов взаимодействий и отношений) достигается в таких играх на послеигровом рефлексивном разборе, когда действия участников и результаты, которые они достигли, обсуждаются и разбираются преподавателем. Даже если игрок не сумел достичь поставленных ролевых целей, он получил опыт взаимодействия по поводу имитируемой деятельности и модели и этот опыт должен быть проанализирован. Последняя игра в этом ряду (по мере уменьшения формализованности и «жесткости» конструкции) – имитационная. Как правило, такие игры имеют очень свободную, многовариантную модель, иногда они реализуются практически без модели. Обучающиеся разыгрывают роли, для которых задан тип их отношений с другими ролями. В подавляющем большинстве случаев имитационная игра встроена в другие мероприятия как один из этапов, не имеющих значения вне мероприятия. Ее основная задача – сделать явными стереотипы, которых придерживаются участники в своих обычных деловых взаимоотношениях с партнерами и контрагентами. Подчеркнуто примитивная модель игры позволяет сосредоточить внимание именно на действиях игроков. Выявленные стереотипы являются предметом разбора, после чего обучающиеся могут выйти на новые способы работы и деловых коммуникаций. Основные характеристики имитационной игры: Игровые методы охватывают практически весь спектр образовательных вопросов. С их помощью дают знания о предмете, учат правильным действиям, формируют навыки и умения и осваивают определенные типы отношений – все составляющие компетенций. Более того, проходя игру, обучающиеся проходят ситуации, достаточно близкие к тем, который они бы проходили в сфере труда. Однако преимущество образовательного пространства перед реальной деятельностью заключается в том, что происходящее сразу становится предметом анализа и осмысления. Тем самым формируется осознанный опыт.
Все это делает игру очень сильным и перспективным и востребованным образовательным методом, прикладное применение которого увеличивается.
|